Тело, животные, Диего: из чего состоит мир Фриды Кало

Корни

В 2010 году изображения Фриды Кало и ее мужа Диего Риверы стали украшать купюру 500 песо — так Мексика чествует своих самых влиятельных художников. Дочь немецкого фотографа и мексиканки с индейскими корнями, Фрида черпала вдохновение из культуры коренного населения Мексики. Она любила носить народные костюмы, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются ее интерпретацией традиционных нарядов — как на картине «Корни», которая была продана за $5,6 млн.

© пресс-служба

 

 

Тело

В детстве будущая художница переболела полиомиелитом, отчего ее правая нога стала тоньше и слабее левой, а ступня деформировалась. Всю жизнь после болезни Фрида хромала. В возрасте 18 лет она стала жертвой аварии: трамвай врезался в автобус, в котором ехала девушка. Результат — тройной перелом позвоночника и 35 операций. Следы на теле Фрида скрывала корсетом и длинными платьями, но именно тело, а вместе с ним боль, травма, разрыв, физиология станут главными темами и лейтмотивами ее работ.

Фрида Кало на растяжке. 1940 год
© Николас Мюррей

Трудно назвать художника, который до нее так внимательно изучал собственную телесность. В дальнейшем интерес к телу, его пределам и возможностям будет активно прослеживаться и развиваться у художников перформанса, и особенно — у женщин.

1

из
6

Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932
© Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало. Моя кормилица и я. 1937
© Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало. Фрида и аборт. 1932
© Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало. Без надежды. 1945
© Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944
© Музей Долрес Ольмедо

 

 

Сила

Стигматизировать Фриду болезнью мог бы только безумец: еще в школе (а из двух тысяч учеников в лучшей школе Мексики было всего 35 девочек) она придумала и возглавила закрытый клуб качучас для тех, кто любит социализм, поэзию и джаз. Кало обожала большие компании, выступала открытой бисексуалкой, у нее было множество романов. А еще она любила сквернословить, вполне могла надеть мужской костюм, сделать короткую стрижку и не скрывала свою любовь к спиртному.

© Виктор Рейес

 

 

Диего

Отношения Фриды Кало и Диего Риверы — отдельная история. Брак с разницей в 20 лет случился, когда художнице было всего 22. Скандалы, измены, увлечения (с крайностями вроде романа Риверы с сестрой Фриды и интригой художницы со Львом Троцким) следовали за ними всю долгую совместную жизнь: они даже успели развестись и пожениться снова. Оба коммунисты, оба художники, Фрида и Диего оказали серьезное влияние друг на друга — несмотря на трагизм их отношений (Фрида рисовала себя буквально изрезанной ранами, которые ей нанес Диего, вместе с тем помещая его в центр себя и своей вселенной). Трудно представить, как сложились бы их карьеры по отдельности.

Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года
© Виктор Рейес

Диего всегда демонстрировал Фриде прогресс в работе над фресками, она показывала ему свои тетради. Вне зависимости от перипетий любовных отношений, они были друг для друга поддержкой в искусстве. Последние работы Фриды, а после ее смерти и посвященные ей оммажи Диего изображают арбузы как символ жизни.

Диего Ривера. Арбузы. 1957

© Музей Долрес Ольмедо

 

 

Человечность

Поэт и музыкант Патти Смит мудро пишет о том, что отношения Фриды Кало и Диего Риверы не нужно романтизировать: никто здесь не образец для подражания. Оба вели себя до конца жизни друг с другом как избалованные дети — и совершали ужасные поступки, в то же время очень человеческие и знакомые каждому. Вероятно, именно поэтому искусство Фриды снискало любовь столь многих и разных людей: ее боль, ее любовь, ее метафоры интуитивно понятны и применимы к опыту каждого: страшно потерять ногу, страшно потерять ребенка, страшно потерять любимого мужчину.

1

из
4

Фрида Кало. Несколько царапин. 1935
© Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало. Диего и я. 1944
© Галерея «Арвиль»

Фрида Кало. Маска (безумия). 1945
© Музей Долрес Ольмедо

Фрида Кало. Цветок жизни. 1944
© Музей Долрес Ольмедо

 

 

Эклектика

Живопись Фриды — абсолютный китч и эклектика. Принято относить ее к варианту сюрреализма: Бретон в известном диалоге с художницей пытался окрестить ее сюрреалистом, она же ответила, что не хочет попадать ни в какую категорию: «Я пишу мою собственную реальность». И была права: то, что она делала, больше относится к популярному позже постмодерну, игре с наследием разных эпох и стилей. В ее работах видны цитаты европейской живописи, стилизация под наивное искусство, мексиканские орнаменты, индейские влияния. Помимо коммунистических идей и веры в неизбежность революции Фрида была увлечена психоанализом и стала активным популяризатором учения Фрейда.

© Виктор Рейес

 

 

Цвета и детали

Размышления о цветах Фрида четко сформулировала в своем дневнике, который может служить ключом к ее картинам: «Зеленовато-желтый: безумие и тайны. Все фантомы носят костюмы этого цвета… или, по крайней мере, белье. Красновато-пурпурный: цвет ацтеков. Старая кровь опунции. Темно-зеленый: цвет плохих новостей и хорошего бизнеса. Кобальтовый синий: чистота и любовь».

В первые годы брака у Диего Риверы было много заказов в Америке, где Фрида чувствовала себя очень одинокой. В 1933 году они вернулись назад в Мексику и обосновались в доме, напоминавшем два больших куба, связанных навесным мостом. В малом обосновалась Фрида, поселив вместе с собой множество животных — мексиканских собачек, олененка, птиц и обезьян. Их часто можно увидеть на ее работах.

1

из
3

Фрида Кало и Диего Ривера
© пресс-служба

Фрида Кало
© пресс-служба

Диего Ривера
© пресс-служба

 

 

Послесловие

Влияние Фриды как личности на современную культуру огромно. В эпоху, когда женщины-художницы вот-вот начнут бунтовать, что их работ почти нет в музеях, Фрида оказывается одним из немногих прославленных женских имен в искусстве. Ее манера вести себя, независимость и игра со стилем, что в работах, что в одежде (она носила мексиканские рубашки, мужской двубортный костюм, блузы в горох и платья в духе Голливуда 1930-х), — продолжают отзываться в большом поле культуры — даже в работах знаменитых музыкантов (та же Патти Смит впитала в себя дневники, заплетала такие же косы и любила Фриду как идеальную модель себя) и уж точно дизайнеров — Жан-Поль Готье, к примеру, посвятил ей целую коллекцию.

Экспозицию подготовил Музей Фаберже на площадке Центрального Манежа. Увидеть выставку можно до 22 февраля. 

Источник: rbc.ru

Чисто гладко блестяще
Добавить комментарий